Ореховый, Хлебный Спас или Спас на холстах 29 августа празднуют православные верующие. Что значит этот праздник и как он связан с пирогами, корреспонденту «Росбалта» объяснил петербургский священник Илия Макаров.
«Этот праздник посвящен нерукотворной иконе Спасителя, и христиане отмечают его как день Спаса Нерукотворного. В восточной традиции появление чудотворного образа связывают с историей о правителе Авгаре. Больной царь послал к Христу своего служителя-художника с письмом и просьбой исцелить его или разрешить написать с Него образ. Христос умыл лицо и отер его полотном, на котором и сохранился лик Спасителя, ставший первой христианской иконой. Этот плат с X века хранился в Константинополе, но в период Крестовых походов был утрачен», — рассказал священник.
По его словам, такая же нерукотворная икона фигурирует в западной версии, которая не противоречит восточной.
«Когда Спаситель шел на казнь, к нему подошла девушка Вероника и дала ему полотно, чтобы промокнул лицо, которое было в крови, грязи и поту. Отпечатавшийся лик на плате хранится в Ватикане и сегодня. Главное его отличие от восточного плата — на нем есть отпечаток тернового венца», — объяснил Илия Макаров.
Священник отмечает, что эту первую икону в истории христианства можно увидеть на древних знаменах русских воинов, Спас Нерукотворный стал настоящим русским национальным символом. В народном же сознании праздник получил бытовую трактовку: люди связали его с тем, что в конце августа поспевает хлеб и нужно освещать новый хлебный урожай.
«Люди просили священнослужителей освятить новый урожай, пекли хлеб, пироги из новой пшеницы и угощали ими всех, кто в этот день не мог себе позволить такое лакомство. Этой традиции можно придерживаться и по сей день, — отметил Илия Макаров. — В пироги также можно запекать орехи нового урожая».
Священник добавил, что этот день также именуется Спасом на холстах — обычно к 29 августа на Руси уже ткали новые ткани, шили новую одежду, и ткачи хотели в этот день получить особое благословение.
«И не будем забывать, что за день до 29 августа заканчивается Успенский пост и начинается длинная череда дней, когда нет никаких ограничений — до следующего большого рождественского поста. На Руси в это время праздновали всевозможные домашние праздники, играли свадьбы, крестили детей, обновляли свои дома — ведь основные тяжелые работы осенью не совершались», — подвел итог священник.
Ранее «Росбалт» рассказывал, как связано Успение Пресвятой Богородицы и свадьбы.
Источник: