Ограбим одних, чтоб накормить других? | статьи на game-ip

Стратегию Минтранса, по которой общественный транспорт станет бесплатным, а автовладельцев заставят платить за все, назвали антинародной: плохо будет всем.

Идея Минтранса о том, чтобы в обозримом будущем сделать общественный транспорт бесплатным, но взимать плату с автомобилистов за проезд практически по все дорогам, взбудоражила автомобильную общественность. Большинство опрошенных «Росбалтом» экспертов не ждет от таких стратегий решительно ничего хорошего, а в бесплатные автобусы не верит и вовсе никто.

Сергей Канаев, директор национального общественного центра безопасности движения:

Давайте все-таки разберемся. В этой инициативе две совершенно разные идеи. Одна из них: архаическая плата за дороги, которая существует сегодня, достаточно сложная и не очень разумная. Эта практика появилась уже сто лет назад и даже больше — в Америке, когда стало много автомобилей, и надо было решить вопрос, как с них брать деньги за пользование асфальтом. И поскольку выяснилось, что это можно делать только через налогообложение топлива, которое они сжигают, дороги попали в налогово-бюджетную систему.

Это было абсолютным историческим недоразумением, потому что там им было совершенно нечего делать: конкурировать за ассигнования с оборонкой, социалкой и всем на свете — совершенно неестественно для сектора реальной экономики. За электричество мы же не через бюджет платим. Проблема была в том, что до цифрового века администрировать платежи автомобилистов было по-другому невозможно.

С наступлением цифрового века — это обсуждается уже 30 лет — теперь можно напрямую померить пробег автомобиля. Установить ему дифференцированные ставки: смотря, где он ездит — по автомагистрали или по проселочной дороге, в центре города или между деревнями и т. д. И, естественно, какой это автомобиль — 20-тонная фура или Smart. По-английски эта схема называется pay as you go tax, «сколько едешь, столько платишь». Последние 10 лет это стали использовать в качестве пилотных проектов, обсуждают на всяких международных конгрессах и в СМИ. Цивилизованный мир к этой схеме однозначно перейдет. Скорее всего, наше министерство имело в виду внедрение этой самой схемы.

В Москве эту систему можно было вводить еще вчера, а вот на просторах Родины — надо подумать, это непросто. Даже маленький аналог этой системы, «Платон», только для федералки и только для тяжелых грузовиков, и то не работает идеально. А когда будут не тысячи автомобилей, а десятки миллионов? Это очень тяжелая компьютерная система. Но рано или поздно платежи за километры дорог будут.

Значит ли это, что надо отменить акцизы на бензин? По-хорошему — да. Суть этой реформы, как она рассматривается во множестве стран: оторвать платежи за моторное топливо от платежей за пользование дорогами. В этом весь смысл. Какое будет налогообложение нефтепродуктов — это совершенно отдельная история. В тех странах, где строго следят за исключением двойного налогообложения — в тех штатах США, где этот переход уже совершен, человеку, который платит по системе километровых платежей, даже возвращают то, что он уплатил в виде налога за топливо.

Но дальше они в Минтрансе это объединили с финансированием общественного транспорта. Это совершенно разные идеи. Вообще-то платежи с автомобилей нужны все-таки, чтобы строить и содержать дороги. Можно ли в эти тарифы закатить еще копеечку, чтобы содержать общественный транспорт, абсолютно неочевидно.

Самое простое соображение: если автомобилей много, как сегодня: 500 на тысячу жителей, то да, возможно. Но, судя по той тенденции, которая уже обозначилась в Европе, нас ждет падение автомобилизации. Она шла вверх от царя Гороха и до последних лет. Но в Европе она уже сильно пошла вниз. Похоже, что когда мы на 15 лет вперед такую штуку планируем, то не учитываем того обстоятельства, что соотношение автомобилистов и пассажиров общественного транспорта — а также пользователей всяких экзотических средств типа каршеринга или микромобильности, на которой молодежь вовсю катается — может оказаться таким, что баланс просто не получится.

Беседовал Леонид Смирнов

Источник: rosbalt.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дом мода и семья
Добавить комментарий