В современной Рф обожают подчеркивать значимость традиций, видя в их нечто многолетнее, уходящее корнями в седоватую древность. С 1990-х годов, с возникновения новейшего варианта закона о свободе совести и введения в обиход понятия «классические конфессии», которые противопоставлялись «нестандартным» для Рф. Но мне вспоминается реакция 1-го протестанта (кажется, баптиста) на эту тогдашнюю законодательную новацию. Он произнес, что мы в Рф тоже классические — нас обычно преследовали. Еще с XIX века. Что по меркам современных поколений уже издавна.
Ведь традиции бывают различные. Для Франции, где конкретный исламист убил учителя, мейнстримную традицию в большой степени обусловили Вольтер и остальные просветители, насмешливо отзывавшиеся о религиях и продвигавшие не только лишь культ познаний о внешнем мире, да и принцип вольного рассуждения на религиозные темы. «Энциклопедия» Вольтера-Дидро-д’Аламбера — это мощная идеологическая сила, оказавшая наисильнейшее воздействие не только лишь на фаворитов революции, да и на Наполеона (который прагматично употреблял религию в политических целях для легитимации собственной власти посреди французского крестьянства, но не наиболее того). Позже это сделалось одной из основ республиканской традиции, доминирующей в системе образования с законов Жюля Ферри, принятых в 1881–1882 годах, другими словами практически полтора столетия вспять. Эта традиция еще наиболее укрепилась опосля «дела Дрейфуса» и ее не сумел сломать режим Виши. Потому против французской традиции начал двигаться не учитель, а его убийца.
Алексей Макаркин, политолог
Источник: