Проблема школьного буллинга актуальна не только для
замкнутых, необщительных детей, но также и для тех, кто является лидером
школьного коллектива и пользуется популярностью среди учеников.

Новое исследование, проведенное учеными из Калифорнийского
Университета в Дэвисе, позволяет предположить, что для большинства подростков
возрастание популярности увеличивает как риск подвергнуться буллингу, или
травле в школе, так усиливает негативные последствия виктимизации, вероятно,
вследствие того, что им «дольше падать» со своего высокого пьедестала
лидера.

«Вопреки стереотипам о том, что буллингу подвергаются в
основном тихие, робкие дети, относительно популярные подростки также рискуют
стать жертвами насилия и агрессии», — утверждает Роберт Фарис, социолог, один
из авторов нового исследования. Согласно его результатам, женщины и подростки
чаще других подвержены виктимизации, но самым неожиданным итогом исследования
стал вывод о том, что среди жертв преобладают популярные подростки.

В исследовании показано, что риск буллинга возрастает вместе
с продвижением подростка по своеобразной «социальной лестнице» школьной
популярности – вплоть до самой ее вершины, где этот риск резко падает. Около 5%
самых популярных в школе учеников оказываются уже недоступны для всех
конкурентов, что и спасает их от травли.


Статья
по результатам исследования была опубликована в журнале American
Sociological Review в марте 2014 года. В ней описывается анализ
социальных взаимоотношений 4 тысяч подростков в 19 американских школах.
Участники исследования – школьники 8-10 классов, которым задавали различные
вопросы относительно их школьной жизни и просили назвать 5 самых близких
друзей. На основании этой информации авторы исследования построили графы
социальных взаимодействий, напоминающие огромные паутины, в центре которых
находились самые популярные в школе ученики.

Исследование показало, что жертвы буллинга страдали от
психологических, социальных последствий и имели проблемы с успеваемостью. Кроме
того, у них отмечались высокие уровни тревожности, депрессии и гнева.

«Большинство этих негативных последствий были еще более
тяжелыми для высокостатусных жертв, так как социально маргинальные подростки
часто и регулярно подвергаются серьезной травле, а для популярных школьников
единичный случай травли может быть куда более тяжелым», — говорят авторы
исследования.

Литература:

  • Robert
    Faris, Diane Felmlee.

    Casualties of Social
    Combat:
    School Networks of Peer Victimization and Their
    Consequences
    .
    American Sociological Review
    April 2014
    79:
    228-257,
    doi:10.1177/0003122414524573

Источник: http://psypress.ru/articles/