Небольшие изменения того, как человек рассматривает лицо
собеседника, может привести к формированию существенно отличающихся первых
впечатлений от него. Об этом говорят результаты исследования, опубликованного в
журнале Ассоциации психологических наук Psychological Science.

«Наши результаты показывают, что впечатления от фотоизображений лиц людей могут
быть глубоко ошибочными», – говорит автор исследования Александр Тодоров из
Принстонского университета.

Предыдущие исследования показали, что люди формируют первые впечатления о
чьей-то личности уже после первого взгляда на их лица. Но большая часть этих
исследований основывалась на предположении, что любая фотография способна
передать истинную сущность изображенного человека.

Результаты ряда исследований, проведенных Тодоровым и его коллегой Дженни
Портер, из Колумбийского университета, показывают, что связь между лицом и
личностью действительно не является однозначной:

«Это исследование имеет важные последствия для того, как мы думаем об этих
впечатлений и как мы определяем, являются ли они точными», – говорит
Тодоров.

И это также может иметь прямые последствия для повседневной жизни:

«Полученные данные свидетельствуют, что изображения, которые мы вывешиваем на
сайтах и в соцсетях, могут повлиять на нас самыми неожиданными и нежелательными
способами, незаметно меняя решения других людей».

Для их первого исследования, Тодоров и Портер просили участников онлайн-опроса
просмотреть и оценить лица людей по различным характеристикам, в том числе
привлекательности, компетентности, креативности, хитрости, экстраверсии,
подлости, надежности, интеллекту.

Все изображения были анфас в одинаковом равномерном освещении. Были, однако,
небольшие различия между фотографиями одного и того же человека, что отражает
естественные изменения в выражении лица.

Оценки участников показали, что вариативность оценок того или иного признака на
основе различных фотографий одного и того же человека не меньше, чем для
фотографий разных людей.

Другими словами, различные изображения одного и того же человека приводят к
весьма разнообразным первым впечатлениям.

Кроме того, участники, как правило, предпочитают определенные фотографии в
определенных контекстах. Так, например, они, как правило, предпочитают одно
фото индивида, когда информация о нем утверждала, что фото было сделано для
профиля онлайн-знакомств, и другое фото, если сказать, что человек был
сфотографирован на кинопробах на должность главного злодея, и третье фото,
когда было сказано, что данный человек претендует на высокий политический
пост.

Важно отметить, что предпочтения конкретных изображений существуют даже когда
фотографии предъявлялись лишь на долю секунды.

«Мы показали в нашей работе то, что люди, профессионально занимающиеся
обработкой изображений, знали в течение длительного времени», – пишут Тодоров и
Портер. » Тем не менее, большинство психологических исследований рассматривают
фотоизображения как достоверные представления лиц».

В то время как люди могут проявить последовательность в суждениях, которые они
делают на основе конкретных фотографий индивида, исследователи утверждают, что
маловероятно, что один снимок может точно отражать полный спектр личности этого
лица:

«Лицо – это не неподвижное изображение, застывшее во времени, а скорее
постоянно изменяющийся поток выражений, которые передают различные психические
состояния», –отмечают они.

Тодоров и Портер планируют продолжать эту линию исследования и изучить,
приводят ли изображения при различном освещении, ориентации лица и наклона
головы к еще большему расхождению в первых впечатлениях зрителей.

Литература:

  • Alexander
    Todorov and
    Jenny M. Porter.

    Misleading First
    Impressions:

    Different for Different Facial Images of the
    Same Person

    Psychological Science
    0956797614532474,

    first published on May 27, 2014
    doi:10.1177/0956797614532474

Источник: http://psypress.ru/articles/