Как слышно, прием! Почему твой голос влияет на твои отношения и как его улучшить | статьи на game-ip

Голос может трансформироваться. А значит, мы способны повлиять на впечатление, которое производим, лишь начав говорить.

Определений тембра голоса, помимо классических – бас, тенор, сопрано и так далее – существует множество. Описывая тембр, употребляют самые разные слова – светлый и темный, тусклый и звонкий, страстный и благодушный, сухой и металлический. В одном из пособий по искусству рекомендовалось первое стихотворение читать в золотом тоне, другое в серебряном, третье – в медном. К сожалению, разъяснений, чем один тон отличается от другого, автор не дал, но мы можем понимать такие вещи интуитивно. Один из поклонников актера Алана Рикмана (которого в профессиональной среде называют The Voice — Голос) как-то написал: «Если бы бархат умел говорить, он бы говорил голосом Рикмана». Хочется и самой иметь голос как бархат, или как хрустальный колокольчик, или сексуальный, низкий, с хрипотцой.
 

НАСТРОИТЬ ЗВУК

«В наш самодеятельный театр пришла девушка-режиссер, – рассказывает Антон. – У нее были действительно хорошие идеи, но высказывала она их пискливым мышиным голосом. Может быть, в нормальном театре все было бы хорошо, но мы приходили уставшие после работы и просто ее не слушались». «Когда человек внутренне раскрепощается, становится уверенным и радостным, то неизбежно снимается ряд мышечных зажимов и голос становится более свободным, звучным, красивым, – рассказывает аналитический психолог, диктор, специалист по работе с голосом Лидия Засельская. – Но для того, чтобы найти свой настоящий голос, нужна не только психологическая работа, но и знание специальных технологий». 

 
В одной из русских сказок в кузницу пришел петушок, потерявший голос, и кузнец выковал ему новое горлышко. Чем-то похожим занимаются врачи -фониатры и ортофонисты. Они лечат болезни связок, делают операции, учат правильному дыханию и постановке голоса, помогая тем самым человеку обрести свое истинное звучание. В книге французского писателя Жоана-Фредерика Эль Геджа «Низкий голос любви» к главному герою, врачу-фониатру, приходит пациентка с очень низким голосом – все принимают ее за мужчину. Задав несколько вопросов о том, курит ли женщина сигары, пьет ли много кофе и крепких спиртных напитков, уточнив, удается ли ей высыпаться («Для голоса сон – лучшее восстановительное средство»), врач произносит: «Чтобы любить себя, надо любить свой голос и побуждать других людей тоже его полюбить. Это самое главное. Точно так же, как с лицом или телом».
 

ЧТО СКРЫВАЕТ ГОЛОС

То, как мы звучим, может основательно меняться – это зависит от эмоционального состояния. Поэтому, кстати, тембром называют не только тон, но и особую окраску речи, которая придает ей эмоциональность и экспрессию, и, соответственно, может как-то влиять на окружающих. 

 
По тому, как звучит голос, можно догадаться о том, как человек живет. Например, исследование американских психологов показало, что люди, голос которых кажется окружающим эротичным, действительно ведут активную сексуальную жизнь. А те из нас, кто учится чему-то новому – например, иностранному языку или вождению, могут обратить внимание на то, что с преподавателем или инструктором мы говорим высоким, почти детским тоном: входя в роль несмышленого ученика, начинаем разговаривать как дети. «Я сидела в кафе с молодым человеком, который очень мне нравился, и разговаривала с ним своим особым, «соблазняющим» голосом: медленно, низко, – рассказывает Рита (28). – И тут мне позвонила мама, с которой у нас непростые отношения, и начала за что-то меня отчитывать. Я увидела изумленное лицо мужчины: его томная гурия внезапно перешла на писк и скороговорку!». Мы бессознательно перестраиваем голос в зависимости от психологической роли, из которой говорим. Слышать запись своего голоса на автоответчике или диктофоне – для многих мучительно: чаще сдавленный, зажатый шепот, реже – пронзительная иерихонская труба. «Слишком тихий голос говорит, конечно, и о том, что он не разработан и не поставлен, – комментирует Лидия Засельская. – Но, как правило, за этим стоят более глубокие причины. Возможно, человеку с таким голосом в детстве постоянно говорили «тихо!», «не кричи!», «не шуми!». Или с его мнением так часто не соглашались, что проще оставаться незаметным, чем пытаться настоять на своём». Слишком громкий голос тоже говорит о многом. Мощный голос может быть дан природой, но всё-таки, если человек разговаривает слишком громко, когда того не требует ситуация, то можно предположить, что он излишне напряжён. Такой человек волнуется, не уверен, что его выслушают и дослушают, или же, наоборот, бессознательно стремится обратить на себя как можно больше внимания.
 

ОТПУСТИТЬ СЕБЯ

Школ, которые учат работать с голосом, и тренингов актерского мастерства сейчас довольно много. Обычно преподаватели начинают с осанки, что может слегка удивлять тех, кто пришел учиться говорить. «Звучание голоса зависит от того, насколько «правильно» мы дышим, – объясняет Лидия Засельская. – Когда мы сутулимся, горбимся, то зажимаем мышцы спины и шеи, мешаем в полной мере расширяться грудной клетке и работать мышцам брюшного пресса. Мы не позволяем дыханию быть свободным, естественным и полным, а следовательно, автоматически зажимаем голос. К тому же, когда у человека нет привычки или сил держать спину, то он, скорее всего, производит впечатление человека неуверенного, слабого, вялого, несвободного. И в этой ситуации звучать красиво едва ли возможно». Втягиваем голову в плечи мы часто потому, что боимся: нас заметят, обратят внимание, увидят – и, безусловно, услышат. И этот страх перед оценкой окружающих заставляет всячески скрывать себя.
Научиться звучать иначе люди стремятся не только из-за желания быть услышанными, но и потому, что мечтают быть услышанными правильно. Знаменитый педагог Антон Макаренко, работавший с беспризорниками, писал о том, что почувствовал себя настоящим мастером воспитания после того, как научился говорить «иди сюда» с двадцатью различными оттенками – и с того момента уже не опасался, что его кто-то не поймет или не послушает.
К голосу можно относиться как к подарку или насмешке судьбы. А можно – как к инструменту, с которым стоит взаимодействовать, любить его, следить за ним, и настраивать под себя. Все-таки правы были средневековые итальянцы – часто давно не видевшиеся знакомые узнают друг друга именно по голосу. Если, конечно, этот голос человеку идет.
 

ПОРА МЕНЯТЬСЯ

Самое время заняться выразительностью голоса, если:

1 Тебя часто просят повторить то, что ты только что сказала.
2 Ты теряешься во время телефонных разговоров, не любишь произносить тосты и избегаешь публичных выступлений.
3 Иногда ты замечаешь, что собеседник, слушая тебя, постоянно отвлекается.
4 Тебе тяжело на работе вести какие-либо переговоры.
5 Никто никогда не делал комплиментов по поводу твоего голоса.
 

КАК НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ

Развить голос и придать тембру нужные тебе оттенки помогут проверенные нами упражнения.
Рецепт индийских йогов: встань прямо, ноги на ширине плеч. Спокойно подыши, после чего набери воздуха в живот и резко выдохни с громким звуком: «ха-а!».
Рецепт Тарзана: выдохни, затем глубоко вдохни. Громко произнеси «и-и-и-и», одновременно ударяя себя кулаками в грудь. Повтори со звуками «э», «о», «а», «у».
Репепт кобры: лежа на спине, правую руку положи на живот, а левую под поясницу. Глубоко вдохни через нос, словно направив воздух в живот. Задержи дыхание и плавно выхыхай вместе со звуками «ш-ш-ш» и «с-с-с», втягивая при этом живот.

ТЕКС: Жанна Сергеева 

Источник: cosmo.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дом мода и семья
Добавить комментарий