9 фаворитных легенд о спартанцах, которые навязаны нам художественной культурой | статьи на game-ip



Спартанцы являются одним из самых мифологизированных обществ античности. Так вышло, что представление у большинства людей о Спарте и ее обитателях сформировалось основным под действием художественных произведений. В целом, ничего необычного в этом нет, ведь даже о Ледовом побоище у нас знают основным образом по кинофильму «Александр Невский». Что уж гласить о каких-либо спартанцах, которые жили еще ранее. Вообщем, это не означает, что с легендами в сознании не надо кончать.

1. Самоназвание спартанцев


Лямбда на щитах — 1-ая буковка реального наименования Спарты. | Фото: sketchfab.com.

Стоит справедливости ради отметить, что большая часть народов и обществ в истории не называли себя так, как их называем мы на данный момент. Заглавий, которыми мы сейчас пользуемся, являются историографическими конструктами (введенными учеными-историками), и возникли много позднее. Самый обычной пример – заглавие Киевская Русь. Возникло оно лишь в XIX столетии благодаря имперским историкам Рф. Сами обитатели древнерусского страны никогда не называли свою отчизну таковым образом.

Все тоже самое и со спартанцами. Правда, их так обругали не «опасные» историки, а римляне в итоге ошибки. Завоеватели окрестили спартанцев – спартанцами от греческого слова «спартиаты», которые означало вольных полноправных людей.

Сами же спартанцы называли себя лакедемонянами. Город Спарта до прихода римлян именовался соответственно Лакедемон, а земли спартанцев – Лакония. К слову, конкретно по данной для нас причине у спартанцев на щитах красуется греческая буковка лямбда «Λ».

2. 300 спартанцев выручили Грецию


Битва при Фермопилах не выручила Грецию от завоевания. | Фото: thinglink.com.

Геройское отношение к подвигу 300 спартанцев почти во всем было сформировано уже в XX веке — в эру формирования государственных легенд. Образ 300 героев и царя Леонида оказался очень комфортным для сотворения такой государственной греческой легенды о борьбе народа за независимость. В реальности же все не так просто и совершенно точно. Судя по всему, современники относились к подвигу Леонида куда умеренней, если не сказать, что отношение к нему было разноплановым.

Во-1-х, спартанцев было не 300. По воззрению историков, 3-мя сотками была представлена только томная элитная пехота царя Леонида из числа вольных людей. Кроме этого, в ущелье было еще до 7 тыщ греков из различных городов. Правитель Леонид вправду возглавлял коалицию и отдал приказ большей части войска покинуть ущелье и отступать в нижнюю Грецию, когда сделалось понятно, что персы окружают объединенную армию. Вообщем, даже опосля этого в ущелье остались не только лишь вояки самого Леонида. До самого конца с ними сражались еще по наименьшей мере 500-700 бойцов из Феспии и Фив.

Во-2-х, хотя решение Леонида и позволило сохранить значительную часть греческого войска, битва в Фермопилах только отсрочила неминуемое. Опосля победы в ущелье персы прошли огнем и клинком по большей части Центральной Греции. Они сожгли огромное количество городов, включая Афины, и оккупировали огромную часть Эллады. Почти все современники обвиняли за это конкретно спартанцев, которые отказались договариваться с персами.

Избавиться от персидского ига греки смогли лишь через 30 лет в 479 году до н.э опосля восстания и решающей битвы при Платеях. Тогда коалиционное войско вновь возглавили спартанцы и афиняне.

3. Спартанцы убивали деток


Никаких костей малышей в захоронениях рядом с Тайгетом. | Фото: Twitter.

Пожалуй, одна из самых мифологизированных традиций Спарты. Миф был сотворен (судя по всему, по ошибке) еще греческим философом и писателем римской эры Плутархом (46-127 год до н.э), который в собственных сочинениях обрисовал ужасную традицию убийства в Спарте нежизнеспособных малышей методом сбрасывания их с горы Тайгет. В итоге, данный «факт» о быте спартанцев транслировался из века в век, сейчас он есть практически во всех учебниках и в абсолютном большинстве художественных произведений. Но, есть два принципиальных «но».

1-ое, в 2010 году группа археологов Института Афин под управлением Теодоруса Пистоса произвела масштабные раскопки у горы Тайгет и совершенно не отыскала там никаких детских костей. Рядом с Тайгет вправду отыскали захоронение, но покоящиеся там останки принадлежат людям в возрасте от 18 до 50 лет. Ни одной косточки малыша!


Обычай описывал Плутарх, который жил через 300 лет опосля тех событий. | Фото: history-doc.ru.

2-ое, традиция наказания провинившегося человека в старом обществе методом сбрасывания его с горы была не только лишь в Спарте, да и в почти всех остальных местах (в том числе в остальных полисах Старой Греции). Так, что быстрее всего Плутарх либо что-то напутал, либо передавал какие-то заблуждения из доступных ему источников.

Стоит осознавать, что Плутарх жил во I-II веке до нашей эпохи, а Греко-персидские войны были в V веке до нашей эпохи. Таковым образом, сочинение Плутарха о быте в Спарте – это все равно, что сочинение современного человека о характерах и быте в Рф во времена Петра I. Не исключено, что греко-римский создатель мог сам стать жертвой легенд, сформированных в качестве пропагандистских памфлетов в годы Пелопонесской войны (431-404 год до н.э) меж Афинами и Спартой за владычество над Грецией.

4. Обитатели Спарты были равны


Спарта была обычным греческим полисом. | Фото: ppt-online.org.

Из современных кинофильмов складывается воспоминание, что Старая Спарта – это такое военизированное общество, убивающее людей по выходным, где нет никакого расслоения и все помешаны спортом и орудием. На самом деле же все совершенно не так. Спартанское общество – обычный пример старого полисного общества, не много чем отличающийся по собственной сущности и деталям от устройства остальных полисов Старой Греции.

Общество Лаконии делилось на огромное количество категорий. Спартиаты либо гомеи (крайнее переводится как «равные») – полноправные вольные граждане полиса, владеющие правом на владение землей, обязанные нести воинскую службу и участвовать в политической жизни городка. Илоты – бесправные рабы. Неодамоды – бывшие рабы, которые получили свободу и обязанность служить в армии, но не получили штатских прав. Гипомейоны – обедневшие либо провинившиеся перед обществом вольные граждане, которые были лишены части прав по решению общества Спарты. Периэки – вольные обитатели прибрежных районов Лаконии, которые при всем этом не имели политических прав. Мофаки – не коренные спартанцы, которые заслужили право получить гражданство.
При всем этом право быть гражданином в Спарте еще необходимо было заслужить, даже детям полноправных членов общества.

5. Непобедимое войско


Войско лаконцев не много чем различалось от армий остальных полисов. | Фото: armflot.ru

Перефразируя классика: «Хоть какой спартанец может расправиться с соткой афинян». Войско Спарты — еще одна только мифологизированная тема. Почти во всем современный стиль армии Лаконии сформирован конкретно Греко-Персидскими вояками и, а именно, уже упомянутой Битвой при Фермопилах. В реальности, их армия не много чем различалась от войска хоть какого другого большого греческого полиса собственной эры. Это все та же томная пехота в лице гоплитов, легкая пехота в лице застрельщиков и маленькое количество конницы.

Лупили спартанцев часто (как и всех других). В битве при Сфактерии 425 года до н.э лаконцы сдались афинянам. Коринфскую войну 395-387 годов до н.э Спарта проиграла. Спартанцев лупили фиванцы в битве при Левктрах в 371 году до н.э. Перечень можно продолжить.

Естественно же, все это не воспрепядствовало Спарте стать одной из доминирующих сил Греции. Праотцы спартанцев, пришедшие в Грецию, вправду были очень воинственны. Но, те спартанцы, которых мы рассматриваем, уже не много чем отличались от других греков. Опосля Греко-персидских вояка могущество Спарты было обосновано тем, что она могла выставить самое огромное войско во всей Греции – до 8 тыщ бойцов на пике могущества. Само собой, это были не только лишь спартанцы, да и бессчетные союзники.

Таковым образом, настоящее могущество старого полиса складывалось не только лишь из некий «особенной свирепости» и исключительной воинской подготовки, но сначала из политики, дипломатии и экономики.

6. В Спарте все было лишь ради войны


С культурой в Спарте тоже все было в полном порядке. | Фото: grekomania.ru.

Данный миф является продолжение уже описанного чуть повыше. По сути спартанцы жили не только лишь ради войны, как может показаться, к примеру, из вправду очень успешного и крутого исторического фентези «300 спартанцев» Зака Снайдера. Лаконцы были полностью обычным греческим обществом, опять-таки не много чем отличаясь от большинства остальных жителей Эллады. Культ физической культуры существовал во всех полисах. Также как во всех полисах «гражданин» приравнивалось «вояка». Всякий вольный мужик – заступник собственного городка и сразу с сиим беспринципиальный захватчик и похититель примыкающего.

Военное мастерство спартанцев было таковым же, как и у всех других греков – это внедрение традиционной эллинистической фаланги из тяжеленной пехоты со щитами и копьями, которая поддерживается конницей и легкой пехотой в лице пращников, метателей дротиков и лучников. Прививание молодежи дисциплины, повиновения, почтения к старшим, порицание праздности и распутства – все эти элементы публичной жизни были свойственны абсолютном всем грекам.

Что вправду отличало спартанское общество, так это отношение к даме. В отличие от большинства остальных мест, спартанки владели полными правами (сначала политическими и правами на владение принадлежности). Все это было естественно же совсем не от какого-то там «феминизма». Быстрее всего, схожее отношение к даме сделалось наследием совершенно старых времен, когда почти все мужчины гибли в бессчетных конфликтах и целые рода оставались без половозрелых представителей мощной половины. В итоге чего же, правами принадлежности и голоса стали наделять дам, чтоб рода имели возможность сохранять свои богатства.

В истории существует по последней мере очередной схожий пример – общество викингов (и обширнее старых германцев), где дама на фоне примыкающих обществ владела куда большенными правами. Продиктовано это было также тем, что любой род имел совсем определенный риск остаться без парней в некий момент. В итоге, общины стали передавать права принадлежности дамам, чтоб избежать междоусобных конфликтов за ресурсы.

7. Спартанцы – убийцы и вояки


Жили спартанцы, как и все греки. | Фото: drimtim.ru.

Спартанцы были совсем не грубыми и неотесанными агрессивными вояками. Им была не чужда поэзия, театр, музыка, статуя. Довольно сказать, что традиционная древнегреческая музыка и поэзия были сделаны как раз спартанцем (не прирожденным, свои права он получил позже) – Терпандром. А вот известный поэт Алкман и совсем был спартанским рабом, которого даже опустили на волю за то, что он слагал по-настоящему красивые произведения для собственного времени.

8. Афины и Спарта – друзья


Дела были различными и уж буквально непростыми. | Фото: ya.ru.

Да, Афины и Спарта вправду друзья… заклятые, друзья до зубной боли и зуда в заднице. По сути, тут все просто. Дела меж полисами были различными на различных отрезках истории. В целом же их можно охарактеризовать, как дела 2-ух государств-соседей. А ведь как понятно, нет ужаснее людей, чем родственники и соседи! Спарта и Афины часто были драйверами греческой цивилизации. Они непревзойденно объединялись перед лицом общего неприятеля и также непревзойденно вели войны вместе за господство в Элладе.

9. Спартой управлял Правитель


Не один лишь правитель. | Фото: ravepad.com.

В Афинах – демократия, в Спарте – тирания. А по сути и там, и там олигархия. Хотя естественно же, политические системы 2-ух полисов отличались, и все написанное выше – упрощение. Тем не наименее, правил Спартой не один лишь правитель. Эта должность передавалась по наследию, но в полисе могло быть два царя в ряде ситуаций. Весьма нередко при царях были соправители, что-то вроде старых временщиков, таких «кардиналов Ришелье». Не считая того, большущее значение играл совет старейшин, который имел около 50% всей власти и возможностей в государстве. То, что власть 1-го человека необходимо ограничивать, спартанцы соображали не ужаснее афинян.

Вообщем, делали они это (как и всюду) совсем не от некий особенной прогрессивности, а сначала из-за того, что к власти рвались почти все, а получали ее далековато не все. Во всяком случае, в вожделенном объеме. Не считая того, один человек никогда не может управится со всем, хотя бы поэтому, что он не быть может сразу в 2-ух местах. Это было суровой неувязкой даже для такового очень маленького страны, как Старая Спарта. При том же царе Леониде был соправитель, который управлял Лаконией, когда правитель отправился в поход против персов.

Если охото выяснить еще более увлекательного, читайте про клинок в камне и орудие Карла Величавого: 10 знаменитых клинков, которые оставили след в истории.

Источник: novate.ru

Добавить комментарий