Агента по путешествиям вызывали?

Как, вы не были на Багамах?

— Ну, грубо говоря, не был. А зря! Не знаю, как на Багамах (я, грубо говоря, тоже не…), но чуть южнее — на Карибском море — плавал.

Михаил Жванецкий

Но круиз по Карибам — это ж, должно быть, безумно дорого? Недешево, конечно, но раз в жизни можно себе позволить. Если к тому же учесть, что это не Анталия «под боком», а в полном смысле слова край света, так что почти 60% стоимости всего путешествия составила цена авиабилетов, а сама сказочная неделя на роскошном лайнере обошлась всего в 480 долл., то, поверьте на слово, это недорого.

Во всяком случае, не так дорого, как придется заплатить тем, кто приобретет аналогичный тур в любом из наших турбюро. Я не поленился, справился о расценках и в результате нехитрого подсчета выяснил, что запросто сэкономил процентов 30.

Сказки, фантастика? Ничуть. Просто, как говорят грибники, места нужно знать. В нашей ситуации имеется в виду — «места» (сайты) в Интернете.

Туристический бизнес в Сети — это относительно новый сегмент рынка услуг, развивающийся стремительно и неудержимо: по оценкам журнала «The Travel Agent», число туристов, покупающих туры, билеты и номера в гостиницах исключительно в Сети, растет по экспоненте и ныне составляет уже 50—60% от общего числа потенциальных покупателей на рынке туристических услуг. А количество заказавших авиабилеты в Сети к 2000 году, по оценкам авторитетных источников, превысит 25%.

Кроме того, Интернет позволяет не только продавать туруслуги дешевле, но и значительно упрощает саму процедуру поиска и организации путешествия (маршруты, стыковки, сравнение различных вариантов, связь и бронирование). Иначе говоря, в обозримом будущем потребитель будет нуждаться лишь в посреднике-организаторе, который сэкономит время поиска (тогда как сегодня туристические фирмы еще в значительной мере владеют различными ноу-хау, недоступными «простым смертным»).

Поэтому те турфирмы, которые «зевнут» момент, продолжая работать по-старому, рискуют проиграть не просто энное число потенциальных клиентов — а лишиться их всех разом. Причем, повторяю, — в обозримом будущем.

Поскольку речь дальше пойдет о «виртуальных», сетевых турагентах, имеет смысл прояснить для себя некоторые базовые понятия. Оказывается, между близкими терминами «турагентство» и «турагент» различий больше, чем сходства, если иметь в виду наши турагентства (турбюро, бюро путешествий) и западных travel agents («агенты по путешествиям»).

Разницу легко почувствовать, если задаться вопросами: что нужно каждому из взаимодействующих субъектов рынка — покупателю (путешественнику, туристу) и продавцу (турбюро, агенту по путешествиям)?